Ошибки налоговых органов во время инспекций кассовой техники
Как известно, проверка контрольно-кассовой техники налоговыми органами позволяет анализировать работу налогоплательщика на предмет нарушений установленного порядка, тем самым контролируя все операции и действия. В последнее время, совершается множество ошибок со стороны инспекции. При грамотном владении законодательной базой, налогоплательщик может оспаривать выписанные в его адрес штрафы. Можно выделить самые типичные нарушения налоговых органов во время привлечения торговых структур к административной ответственности.
Законодательные нормы и позиция арбитражных судов
Нарушение действующего порядка проведения инспекций является основанием для непризнания Арбитражным судом их законности. Поэтому в ходе рассмотрения конкретного дела обязательным является не только факт нахождения нарушений, но и полное соблюдение всех требований, регулирующих порядок привлечения юридического или физического лица к ответственности.
Если нарушение данного порядка будет обнаружено, то в соответствии с действующим Арбитражным процессуальным кодексом, применение наказание может быть отменено. Так, постановление президиума Высшего Административного суда от 3 февраля 2004 года недвусмысленно указывает на незаконность любых взысканий с бизнес структур в случае несоблюдения проверяющими налоговыми инспекторами действующих правил.
Проведение контрольных закупок
Для налоговых органов сам факт неприменения контрольно-кассовых устройств являются основанием для фиксирования факта нарушения. Однако использование доказательств, получаемых с нарушением действующих законодательных норм, не допускается. Они признаются судом неправомерными, даже если формально вина предприятия доказана.
Контрольная закупка, производимая налоговым инспектором, является наиболее массовым случаем проведения проверки законности использования кассовой техники. Однако действующее законодательство не дает права налоговым инспекциям на проведение проверок таким способом, т.к. этот метод считается одним из разновидностей оперативно-розыскных мероприятий, которые могут производить только другие уполномоченные государственные органы. Поэтому контрольная закупка не является доказательством вины и не может считаться основанием для привлечения бизнес структуры к ответственности.
Возможные нарушения при составлении протоколов
В процессе выявления фактов нарушения действующего законодательства, налоговый инспектор обязан составить протокол о совершении административного правонарушения. Однако судебные инстанции имеют право отменить наказание, если в документе:
- указана несоответствующая действительности информация о лице, нарушившем требования Закона;
- полностью не соблюден порядок оформления документов;
- факт правонарушения отражен не полно.
Немаловажно также, что применение штрафных санкций к предприятию отменяется, если будет установлено, что лицо, представляющее бизнес структуру, не было извещено о времени и месте рассмотрения документа.
Оформление постановления об административном нарушении
Факт назначения санкции, назначаемой по итогам налоговой проверки, фиксируется в специальном постановлении. В случае несоблюдения сроков, протокол о правонарушении должен быть направлен в налоговую администрацию, после чего дело рассматривается по существу на протяжении 15 дней.
На протяжении этого времени проверяемая структура может изучать все документы и представлять доказательства правомерности осуществления собственной деятельности. В случае если протокол о нарушении и постановление подаются в судебную инстанцию в один и тот же день, наказание обычно отменяется. Суд принимает решение, что из-за недостатка времени проверяемая структура не имеет реальной возможности на необходимом уровне давать пояснения и возражения на представляемые обвинения.
Кроме того, важным фактором возможного признания невиновности предприятия является отсутствие в постановлении перечня сведений, установленных Административным Кодексом и имеющих обязательный характер. Также выявление несовпадения с информацией, содержащейся в протоколе или ее отсутствие, может привести к отмене постановления.
Соблюдение сроков давности привлечения к санкциям за правонарушение
Важным моментом в вопросе привлечения к административной ответственности за неправомерное использование кассовой техники является соблюдение сроков давности. Так, наложение штрафных санкций возможно только в течение двух месяцев со дня выявления нарушения законодательства. Административным Кодексом РФ установлено, что истечение данного срока исключает производство по конкретному делу. Поэтому, в случае нарушения проверяющими инстанциями срока давности, юридическое или физическое лицо, подвергаемое проверке, может избежать наказания и не будет привлечено к ответственности.