ЭДО и маркировка
Техподдержка: Оставить заявку
ВКонтакте

Роль ЭДО в обороте маркированных товаров

954
16 февраля 2023 в 11:35
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Постепенно в систему маркировки включаются все новые группы товаров. При этом немаловажную роль в обороте маркированных товаров играет ЭДО (электронный документооборот). В нашем материале расскажем о том, какие функции он выполняет и как с ним работать.

Основные изменения в маркировке товаров 2023

  1. С 1 марта 2023 года стартует обязательная маркировка пива и пивных напитков. А с 1 апреля передавать сведения в систему «ЧЗ» обязаны будут и те, кто занимается производством и реализацией пива в кегах. С 1 октября 2023 г. — в стеклянной и пластиковой упаковке. С 15 января 2024 г. — в других видах тары.
  2. До 31 марта 2023 года необходимо произвести перемаркировку обуви с упрощёнными кодами (Постановление Правительства РФ от 19.10.2022 № 1861).
  3. С 1 апреля 2023 года оптовые и розничные продавцы жидкостей для электронных систем доставки никотина (в том числе безникотиновых) в картриджах, капсулах и в составе одноразовых электронных сигарет обязаны будут передавать сведения в систему «ЧЗ» (Постановление Правительства от 30.11.2022 № 3680-р.).

Что такое ЭДО

Электронный документооборот (ЭДО) дает возможность быстро получать и обрабатывать данные о товарах и их передвижениях от производителя до потребителя. По действующим правилам работа с маркированными товарами без подключения к системе ЭДО невозможна.

В процессе электронного документооборота между контрагентами происходит обмен документами, оснащенными электронной подписью (КЭП). Она наделяет их юридической силой и позволяет передавать такие документы в государственные органы.

ЭДО для производителей, импортёров и оптовиков

При производстве или импорте товаров, подлежащих обязательной маркировке на них следует нанести средства идентификации. Коды заказываются в ИС «Честный ЗНАК». Сделать это можно в личном кабинете оператора ЭДО.

Далее коды наносятся на этикетку или упаковку товара. При этом производитель или импортер в праве распечатать коды из личного кабинета ЭДО самостоятельно или заказать печать у производителя упаковки.

После того, как коды нанесены на продукцию, их потребуется ввести в оборот. Эта операция также выполняется в личном кабинете пользователя на сайте оператора ЭДО.

При отгрузке товара и смене собственника коды маркировки указываются в универсальных передаточных документах. Идентификаторы могут вноситься в бланки в ручном или автоматическом режиме. При этом дополнительных усилий для передачи информации от продавца и покупателя не потребуется. Оператор ЭДО считает коды из УПД и передаст их в «Честный ЗНАК».

Таким образом использование ЭДО значительно сокращает временные расходы на оформление партий товара и облегчает процесс приемки. Кроме того, в личном кабинете ЭДО всегда можно отследить статус любого кода.

ЭДО для розничных продавцов

Розничные продавцы, как и оптовики, оформляют через систему ЭДО приёмку товара. При получении документов в личном кабинете ЭДО можно проверить информацию о статусе и владельце любого кода маркировки. Подписывая электронные УПД, покупатель подтверждает переход права собственности. Коды из УПД автоматически отправляются в систему «ЧЗ», где фиксируется перемещение товара на склад розничного продавца.

Когда ритейлер продает товар конечному покупателю, код маркировки сканируется кассиром и через онлайн-кассу передается в ОФД, а затем в систему «ЧЗ». Реализованный товар выводится из оборота.

Когда товар выводится из оборота по причине дистанционной продажи или причинам, отличным от розничной реализации, на помощь приходит сервис ЭДО. Например, при дистанционной реализации, в случае, когда необходимо списать просроченную продукцию или товары приобретались для использования сотрудниками.

Система ЭДО также позволит перемаркировать товар в случае, когда код на упаковке поврежден или утерян. Получить новый код в личном кабинете ЭДО можно и для той продукции, которая была возвращена покупателем в магазин по тем или иным причинам.

Ещё одна полезная услуга, которую предлагают операторы ЭДО ‒ это инвентаризация. Сервис проводит сверку по маркированной продукции, расположенной на складах и в магазинах продавца.

Инвентаризация позволяет проверить все коды с данными системы «ЧЗ», получить статистику по расхождениям и информацию по статусу несовпадающих кодов.

Плюсы ЭДО для бизнеса

  1. Сокращение издержек. Отпадает необходимость распечатывать и хранить бумажные документы. Не потребуются затраты на их передачу в контролирующие ведомства и контрагентам.
  2. Ускорение документооборота. Все участники процесса получают документы моментально.
  3. Оптимизация рабочих процессов. Быстрое оформление документов способствует более быстрому решению рабочих вопросов.
  4. Юридическая значимость. Электронный документ, подписанный квалифицированной электронной подписью (КЭП), обладает такой же юридической силой, как бумажный аналог, и доступен для передачи в госорганы.
  5. Архив и быстрый доступ. Нужные накладные можно найти за считанные секунды.
  6. Работа с госсистемами контроля. В системы ЕГАИС и Честный ЗНАК обязательно отправлять электронные данные о товарах, для этого нужен ЭДО.

Ответственность

Особо отметим, что работать с маркировкой без ЭДО не представляется возможным. Если участник рынка примет маркированный товар без электронного УПД, овсех участников сделки оштрафуют.
Согласно ст. 15.12. КоАП РФ юрлицо или ИП заплатит от 50 до 300 тыс. рублей.

В случае, если сумма сделки превышает 1,5 млн рублей и произведена с нарушением правил маркировки, то, согласно ст. 171.1 УК РФ, юрлицо или ИП грозит уголовная ответственность: лишение свободы на срок до 3 лет и штраф 80 тыс. рублей.

Оцените, насколько полезна была информация в статье?
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *